Петр Мельник: Диджитал в агро или как не отстать от поезда?
Колонка Петра Мельника для портала AgroTimes
Общаясь с коллегами, часто слышу странные рассуждения о диджитализации — к ней, мол, руки не доходят, потому что … нужно работать, а «в диджитал пусть дети играют» …
Замечу: Диджитал сегодня называют все то, что использует цифровые ресурсы и каналы для достижения целей компании. И их применение — это отнюдь не прихоть или модный атрибут, а повседневная рабочая реальность …
Поэтому меня каждый раз удивляет, что взрослые люди, которые смогли построить успешный бизнес, до сих пор не видят очевидного — как стремительно изменился мир и в на каком уровне придется в дальнейшем хозяйство.
Вы в курсе, что с конвейера сегодня уже не сходит техника без «Интернета вещей» внутри? И это следует учитывать, потому что иначе потерь не избежать.
Взять хотя бы датчики в комбайне для считывания урожайности во время уборки. Такая информация — ценнейший материал, который стоит систематизировать и использовать для анализа и коррекции дальнейших операций. Но для того, чтобы воспользоваться упомянутой опцией (за которую вы заплатили многие тысячи долларов), следует хотя бы понимать степень диджитализации приобретенной техники.
Или, например, встроенная навигация в тракторе позволяет рулить с точностью до сантиметра. И оператор, как и полвека назад, во время сева отвергает метку — и это скажется на урожайности …
Современная сельхозтехника оборудована устройствами, которые собирают множество информации. И вообще все диджитал «примочки» создано только для того, чтобы помочь их пользователю заработать деньги (+ 3-4% к актуальной рентабельности каждая). Поэтому проигнорировав, скажем, пять из них, аграрий теряет возможность увеличить свои показатели на 15-20%. Никакой философии — простая математика.
Никто, конечно, не заставляет владельца или руководителя аграрного предприятия — становиться профессиональным «айтишников» и углубляться в детали. Речь вовсе о другом. Управляя процессами, невозможно игнорировать реальность, которой стал для бизнеса диджитал. Вы элементарно не сможете проконтролировать работу ваших подчиненных, которые взаимодействуют с теми или иными методами, не будет знать, насколько качественно они используют эти алгоритмы на благо вашего бизнеса. Зато, понимая, какая технология приносит деньги компании, вы сможете принять решение о ее масштабирования. Благодаря надлежащему анализа полученных данных можно существенно повысить эффективность работы и, соответственно, прибыльность предприятия.
Приведу показательный пример из своей практики. Есть программы, которые помогают вести точный учет земли. В нашем случае это FieldBI. Берем 1000 гектаров, прогоняем через программу и получаем минимум десять важных параметров. Среди них следующая информация: кто владеет участками, как подписаны договоры аренды, какова средняя урожайность на этих участках и т. Д. И вот в процессе анализа видим, что 5% земельного банка компании — это лесополосы и болота (и за них мы несколько лет платили аренду). А в прошлом году, например, узнали, что достаточно долго конкуренты обрабатывали наше поле. Определив проблему, мы вернули в компанию 1400 гектаров земли. В этом году вернется еще 700 Наши инвестиции в эту программу уже окупились на десять лет вперед.
Кроме рассмотренных примеров диджитализации — полевых работ и управления земельным банком — в агробизнесе есть еще немало других процессов (управление персоналом, контроль использования ресурсов, коммуникации, сбыт, финансовый учет, документооборот и т.д.) уже в той или иной степени диджитализации. Представляете? Вы, конечно, можете игнорировать эти реалии, или же можно процесс под контроль. Разобраться хотя бы поверхностно в том, как все это работает, описать процессы, как есть. А потом, опираясь на эти знания, представить, чего бы вы хотели. То есть смоделировать идеальную для вашей компании диджитал-архитектуру.
Как правильно это делать — это уже тема другого разговора, поэтому продолжение следует …
Источник: AgroTimes