Колонка Петра Мельника о проблематике нынешнего алгоритма железнодорожных перевозок для аграриев
«Игра на выживание»: алгоритм железнодорожных перевозок вытесняет аграриев за предел убыточности
Исходной точкой планирования железнодорожных перевозок должны быть заключённые экспортные контракты, а не желание заработать на ограниченных возможностях логистической цепочки.
Военное положение, в котором находится Украина и ее экономика, не стало поводом для государственных институций пересмотреть правила работы агробизнеса и облегчить условия для экспорта.
В результате, как и в мирное время, сезон активного выполнения сельскохозяйственными производителями международных контрактов по поставке зерна в очередной раз оборачивается убытками из-за неудовлетворительной организации железнодорожных перевозок.
Что не так с вывозом агропродукции?
Все, кто понимает ситуацию в зерновой логистике, разделяют мнение, что доступ к логистической цепочке является решающим фактором конкуренции на мировых рынках.
Следовательно, те, кто административно управляет логистической цепочкой или выкупает ее неотделимые элементы (например, вагоны-зерновозы), в итоге и определяют, на каких условиях будут выполняться экспортные контракты и с какой маржой останутся украинские аграрии.
В военных условиях это также означает ответы на вопрос: сколько средств будут иметь производители на посевную кампанию, какой объем экспортной выручки получит страна и каков будет ее платежный баланс по итогам года.
Казалось бы, здравый смысл должен диктовать необходимость изменить систему перевозок, которая затрудняет доступ украинских аграриев к логистической цепочке. Однако главный и единственный администратор железнодорожных перевозок – «Укрзализныця» вновь создала условия, в которых производители вынуждены значительно переплачивать за возможность доступа к железнодорожным перевозкам, а именно – за пользование вагонами-зерновозами.
Формально государственный перевозчик якобы создал открытые условия для производителей: пожалуйста, есть система «Прозорро», на которую мы выставляем вагоны-зерновозы, вы можете в режиме онлайн покупать нужное количество на определенный горизонт планирования.
Проблема в том, что производителя интересует не просто вагон как единица подвижного состава, а комплексная услуга возможности выполнить свой экспортный контракт в установленные сроки. Однако изготовитель не получает этой услуги.
Сам же принцип аукционов выстроен таким образом, что он разогревает конкуренцию производителей за ограниченные возможности логистической цепочки. До войны этими ограничениями являлись пропускная способность железной дороги и портов. В настоящее время они еще больше усилились из-за неготовности железнодорожной инфраструктуры ЕС к транзиту наших объемов зерна.
Так что владелец зерна на аукционе не конкурирует с другими владельцами за право купить для своего груза билет в порт, он конкурирует и платит большие деньги за право поставить вагоны со своим зерном в очередь, которые неизвестно через какое время уедут.
Что делать?
Это положение вещей недопустимо для страны, которая вынуждена бороться за экономическое выживание, без которого невозможна военная победа. Измениться должен не принцип распределения зерновозов. Речь идет о другом – о том принципе организации перевозок, где планирование всех событий перевозки должно производиться в интересах владельца груза.
Ведь именно производитель, заключивший экспортный контракт, платит всем участникам цепочки перевозки: и элеватору, и перевозчику, и перегрузчику, и другим участникам, от точки зарождения груза до точки поглощения. Поэтому логично, чтобы система организации экспортных перевозок строилась вокруг заключенных экспортных контрактов.
В то же время «Укрзализныця» планирует только одно событие в этой цепочке: погрузка вагонов в объемных показателях. Как результат, возможности государственного перевозчика в условиях закрытых данных о движении вагонов для других участников процесса фактически становятся полем для повышения собственной доходности ценой ограничений логистической цепочки.
Участники аграрного рынка уже имели возможность убедиться в этом: какими бы ни были добрыми намерения государственного перевозчика относительно экспортеров, его нынешняя монополия на администрирование перевозок неизбежно вызовет соблазн использовать это для улучшения своего положения.
Решить проблему способно кардинальное изменение системы перевозок, суть которой состоит в полной открытости данных: о погрузке, подаче пустых вагонов, движении поездов и переходе границы. В таких условиях создались бы возможности формирования графика последовательных событий, в том числе движения поездов, пересечения пунктов пропуска, который будет видеть каждый участник перевозки.
У иностранных перевозчиков появится возможность видеть движение грузов и планировать свою работу заранее. И будут возможности наконец-то устранить очереди на трансграничных переходах, а украинские экспортеры смогут достойно конкурировать на мировых рынках.
Источник: Экономическая правда